Kuznetsk
Конструктор сайтов православных приходов

1.

Храм Вознесения Христа был построен на месте деревянной церкви Воскресения Христова, открытой в феврале 1699 года в селе Труеве. После открытия церкви село получило название Труево-Воскресенское. Девяносто лет простояла Воскресенская церковь.

В 1788 году, когда село уже стало городом Кузнецком, на том же самом месте построили новую, тоже деревянную, церковь. Чуть больше полувека служила она людям – весной 1839 года случился большой пожар, и храм сгорел.

Новый, уже кирпичный, храм возводился целых четырнадцать лет – с 1842 по 1856 год – по переработанному в Саратове проекту архитектора К. А. Тона, среди известных работ которого – храм Христа Спасителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пять престолов было освящено в новой церкви: главный – в честь Вознесения Господня, другие были посвящены Успению Богородицы, Рождеству Иоанна Предтечи, Архистратигу Михаилу и прочим небесным силам, а также трем вселенским святителям – Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Твердо и основательно встал на кузнецкой земле величественный и строгий Вознесенский храм, во всем облике которого – устремленность ввысь, к небесам. Вот уже полтора века взирает он на текущую перед ним городскую жизнь, видел всякое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В первые годы советской власти храм частично закрывался из-за трудностей с отоплением, а в тридцатые годы его закрыли совсем. И начались долгие годы забвения, разрушения, скорбной тишины. В какой-то период здесь был даже склад тары… Однако мощный каркас здания, колокольня, купол и главы уцелели. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попытка реставрировать уникальное для Кузнецка здание церкви была предпринята в 1986 году обществом охраны памятников истории. Однако успешной ее, к сожалению, назвать нельзя. Наверное, не хватило ни умения, ни средств. И в конце концов здание было передано церковной общине Пензенской епархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоотверженным трудом многих и многих православных верующих кузнечан Вознесенский храм буквально восставал из запустения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И вот, несмотря на то, что собор был еще весь в строительных лесах, 21 ноября 1989 годана  престольный праздник в честь Архистратига Божия Михаила в нем было совершено первое богослужение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1993 г. было совершено освящение храма Архиепископом Пензенским и Кузнецком Серафимом. А в 1999 году Вознесенская церковь становится главным храмом Кузнецка и Кузнецкого района – собором.

 

Сегодняшний день собора – это не только ежедневные по церковному уставу богослужения, исполнение таинств и треб, но и серьезная деятельность по духовно-нравственному просвещению, социальному служению.

   При соборе Вознесения Христа Спасителя работает самая большая в области воскресная школа для детей (около 270 человек), воскресный класс для взрослых, обширная библиотека, иконописная студия, кружок бисероплетения, паломническая служба. Бесплатный прием ведут православный врач и педагог. Во время Великого поста проводятся богословские курсы для всех желающих. Собор принимает самое активное участие в организации общегородских Рождественских чтений, мероприятий, связанных с Днем славянской письменности и культуры, и во многих других общественно значимых делах.

 

 
2.
 
История Воскресенского храма
(Вознесенский кафедральный собор)
г. Кузнецк.
(конец XVII в.- середина ХХ в.)
 
Воскресенская церковь в г.Кузнецке (ул.Дарвина, 23) Пензенской области является памятником архитектуры середины XIX века. Ее архитектурный облик сложился в два этапа. Первоначальная композиция здания, включающая храм, трапезную и колокольню, относятся к 1842 -1843 годам. В этом виде церковь сооружалась по проекту архитектора К.Тона. Через двадцать лет, в 1862 – 1863 годах, были увеличены габариты трапезной за счет пристройки к ней двух симметричных боковых приделов, получивших при этом оформление фасадов, аналогичное прежнему оформлению фасадов трапезной. В таком виде, лишь с некоторыми разрушениями и утратами, памятник дошел до настоящего времени.
 
 
 
 
 
Каменное здание Воскресенской церкви стоит в г.Кузнецке на месте существовавших до нее деревянных церквей того же названия. Первая из них была сооружена в 1699 году и принадлежала к селу Труево Нарышкиных, основанному в самом конце века, и впоследствии выросшему в город уездного значения. Чин освящения церкви дал в свое время второе название селу – «Труево, Воскресенское тож». В 1699 году село состояло из 15 крестьянских и 5 бобыльских дворов. В начале века оно имело быстрый рост за счет оседавших здесь «беглых, осыльных и разбойников»1. В 1717 -1719 годах в ней уже 185 дворов ясашных крестьян и «пришлых людей» с общим числом в 5 тысяч человек, «промышлявших грабежом и разбоем».2  До 1720 года село являлось вотчиной Нарышкиных, после чего перешло к стольнику Г.Ф.Грибоедову. В 1745 году оно значится за помещиком Бутурлиным.3   В значительно большей степени чем «разбою и грабежу», которыми действительно славилось местное население, село в своем быстром развитии было обязано процветанию в нем ремесел. Кроме того, к середине века село Труево-Воскресенское стал крупнейшим в окрестности пунктом широкого товарообмена. Еженедельные ярмарки на Воскресенской площади собирали большое число крестьян, промышленников и ремесленников, привозивших на продажу товары местного производства и промыслов.4 Особенно славились здесь изделия труевских кузнецов, получивших популярность и распространение в широких пределах центральной России. Благодаря именно этому обстоятельству, с учреждением в 1780 году, Саратовского наместничества, - бывшее село Труево, Воскресенское тож, получило статус уездного города и было названо Кузнецком. В описании герба вновь утвержденного города значилось: «… сей город переполнен кузнецами, от которого рукоделия и имя свое получил».
В 1788 году старую деревянную (обветшалую или погоревшую) Воскресенскую церковь перестроили заново на том же месте.7 Она также была деревянной, двухэтажной и трехпрестольной, с приделами Успения Божией Матери и Архистратига Михаила. Располагалась на главной – Воскресенской улице города. Вблизи нее находилась Воскресенская базарная площадь. Эта часть бывшего села долгое время являлась его центром. Лишь с постройкой в конце  века в Кузнецке Соборного храма, город получил новый центр, а Воскресенская церковь превратилась во вторую по значению доминанту.
 
В 1839 году в Кузнецке произошел большой пожар, истребивший половину города целиком состоявшего из деревянных строений. Сгорело более 500 домов, исчезли лучшие улицы города. Целиком сгорела и деревянная Воскресенская церковь « с двумя приделами, с иконостасом, колоколами и другими принадлежностями, общей стоимостью 100 тысяч рублей».5
Едва справившись от пожара, прихожане Воскресенской церкви принялись за ее восстановление, на собранные ими средства «из доброхотных пожертвований».6 Новую церковь решили строить каменной. В ноябре 1840 года на утверждение Синода был отправлен проект, сопровождаемый ходатайством от Епископа Ставропольского и Царицынского Иакова.7 Однако, при принципиальном разрешении на строительство каменного храма, предложенный проект был отклонен по причине «не согласия его Византийским вкусам, по которым должны быть составлены проекты на постройку православных церквей по Высочайшему повелению».8
Разработка второго проекта велась в 1841-1842 годах в Саратовской губернской чертежной архитектором Флоровым.9 Чтобы избежать вторичного отклонения, автор обратился непосредственно к тоновскому альбому и остановил свой выбор на образце, который незадолго перед тем был воплощен здесь же в губернском городе. В 1835-1837 годах в г. Саратове по проекту архитектора Тона была возведена церковь Богоявления, включенная им в альбом, опубликованный в 1838 году. Она-то и послужила прототипом для Воскресенской церкви в г. Кузнецке, той же Саратовской губернии . 10
 
 
 
В основных чертах планировочной и объемно-пространственной структуры Воскресенская церковь повторяла Саратовскую церковь Богоявления
 
 
 
 с одним только изменением: четверик храма в Саратове завершался полусферой купола, тогда как в Кузнецке предполагалось увенчать его пятиглавием. Это давало новому памятнику свои преимущества перед прототипом. Во-первых, центральная глава кузнецкого храма имела широкий световой барабан с 12-ю окнами, существенно увеличивавшими освещенность его интерьера. К тому же, сама идея пятиглавия в большей степени отвечала предписываемым канонам древне-русского зодчества, тогда как полусферический купол саратовской церкви являлся, по сути, ренимисценцией классицистической архитектуры. Но одновременно, тоновский вариант Богоявленской церкви представляется более органичным и строгим с точки зрения гармонии и пропорций, а динамическое пятиглавие кузнецкого памятника, с широко разнесенными по углам четверика декоративными малыми главами на высоких тонких шейках, вносит диссонанс в общую довольно строгую объемно-пространственную композицию здания, и является наиболее несовершенной его частью.
Проект каменной пятиглавой Воскресенской церкви с трапезной и колокольней был утвержден в Петербурге в сентябре 1842 года.11
К началу сезона на строительной площадке были приготовлены все необходимые материалы: «бут на всю постройку, кирпич в количестве 500 тысяч штук, известь в полном количестве на всю постройку, железо полосное и кровельное по 400 пудов каждого и 60 пудов старого кровельного, сверх того же, песок на 10 тысяч рублей ассигнациями, не включая в сию цену колоколов, весом до 500 пудов».12
Хорошее материальное обеспечение обусловило быстрые темпы возведения постройки, завершенной примерно через год. Не исключение, что в строительстве принимали участие каменщики, сооружившие аналогичную церковь в г. Саратове.
Прочное и внушительное здание Воскресенской церкви имело от начала лишь один недостаток, делающий ее неудобной в использовании. Рассчитанное на приход около двух с половиной тысяч человек,13 оно имело весьма просторный холодный храм, не тесную теплую трапезную с двумя размещенными в ней приделами. Ликвидировать этот недостаток решено было через двадцать лет после постройки церкви.
В 1862 году в Синод был отправлен проект, предусматривавший расширение пространства трапезной Воскресенской церкви г. Кузнецка за счет пристройки к ней двух дополнительных боковых нефов. 14 
 
 
Проект был утвержден 30 октября 1864 года, с единственным требованием «увеличить размеры окон».15 В процессе перестройки наружные боковые стены первоначальной трапезной были разобраны с сохранением подпрудных арок и опор, поддерживающих своды. Вновь построенные боковые нефы, перекрытые крестовыми сводами, слились в единое пространство с первоначальным пространством трехнефной трапезной. По длине новые нефы оказались более вытянутыми к западу, охватив с двух сторон нижний объем колокольни так, что западный фасад колокольни образовал единую плоскость с западным фасадом вновь образовавшейся трапезной. Фасады получили единообразное со всем зданием оформление и общая гармония архитектурно-художественного облика памятника почти не была нарушена
 
 
В то же время по достоинствам строительной техники поздние постройки существенно уступали первоначальным. Своды боковых нефов были сделаны более тонкими. Оконные проемы выполнены упрощенно, без выведения в кладке наличников, формы которых были воспроизведены в штукатурке по гладкой поверхности фасадов.
В последующие периоды, вплоть до советского времени, здание не имело существенных переделок. В процессе его использования уже в советский период в интерьере появились позднейшие временные перегородки, печи и антресоли.
 
 
Автор исторической записки
– Л. Перфильева.
18.10.1979 г.
 
 
 
 
 
СОВРЕМЕННЫЕ   ФОТО